Выносливость требуется в видах спорта

Развитие и совершенствование физических качеств — многолетний процесс, подверженный воздействию многих факторов, в том числе и возрастным изменениям. Поэ­тому основы выносливости нужно закладывать с первых шагов в гимнастике и совершенствовать на протяжении всего спортивного пути. Уровень развития любого качества в спорте опре­деляется в соответствии со стоящей двигательной зада­чей, которая, в свою очередь, должна соответствовать возможностям того или иного возраста и индивидуаль­ным возможностям гимнаста. Представим себе, что гимнаст не обладает требуемым уровнем развития скоростной силы разгибателей рук. Тогда на данный момент вопрос о скоростно-силовой выносливости их отпадает сам собой, поскольку надо сначала обеспечить развитие скоростной силы, а потом уже на ее основе и выносливости.Развитие разных видов выносливости происходит не одинаково, различны средства совершенствования их.

Развитие и совершенствование физических качеств — многолетний процесс, подверженный воздействию многих факторов, в том числе и возрастным изменениям. Поэ­тому основы выносливости нужно закладывать с первых шагов в гимнастике и совершенствовать на протяжении всего спортивного пути. Уровень развития любого качества в спорте опре­деляется в соответствии со стоящей двигательной зада­чей, которая, в свою очередь, должна соответствовать возможностям того или иного возраста и индивидуаль­ным возможностям гимнаста. Представим себе, что гимнаст не обладает требуемым уровнем развития скоростной силы разгибателей рук. Тогда на данный момент вопрос о скоростно-силовой выносливости их отпадает сам собой, поскольку надо сначала обеспечить развитие скоростной силы, а потом уже на ее основе и выносливости.Развитие разных видов выносливости происходит не одинаково, различны средства совершенствования их.

Развитие общей выносливости
Общефункциональная выносливость развивается в процессе применения средств, вовлекаю­щих в работу многие группы мышц и все системы, обеспе­чивающие их деятельность.

К таким средствам относятся:
— бег на дистанции свыше 1000 м,
— кросс
— бег на лыжах и коньках
— плавание
— гребля
— езда на велосипеде
— продолжительные прыжки со скакалкой
— игры с мячом (футбол, баскетбол, руч­ной мяч).

Для развития общефункциональной выносливости целесообразна работа средней или малой интенсивности, но большой продолжительности.

Одна из основных задач в тренировочном занятии, направленном на развитие выносливости, — определить нагрузку, которая характеризуется пятью компонентами (В. М. Зациорский):

1) интенсивностью упражнений (в гимнастике она оценивается по объему работы в единицу времени. —Ю. М.)
2) продолжительностью упражнения;
3) величиной интервалов отдыха;
4) характером отдыха;
5) числом повторений.

Здесь мы должны заметить, что в некоторых случаях важное значение приобретает не только число повторе­ний упражнения в тренировке, но и количество их в каж­дом подходе.

Сочетание указанных компонентов должно быть та­ким, чтобы упражнение вызывало оптимальную реакцию организма и наилучший рост качества. Исследования этого вопроса в гимнастике еще не завершены. Поэтому нам кажется вполне оправданным в вопросах развития общей выносливости заимствование опыта, который на­коплен в циклических видах двигательной деятельно­сти — в спорте. Этот опыт свидетельствует о следую­щем.
При малой и умеренной интенсивности упражнений, когда расход энергии невелик, кислородный запрос почти полностью покрывается текущим потреблением, посколь­ку аэробные возможности организма больше кислородного запроса. В результате работа протекает в условиях устойчивого состояния. При более высоких скоростях пе­редвижения кислородный запрос становится уже равным возможностям спортсменов и работа протекает при мак­симальном потреблении кислорода. Последующее увели­чение интенсивности упражнения приводит к состоянию, когда кислородный запрос уже превышает аэробные возможности организма и работа проходит в условиях кислородного долга за счет анаэробных процессов.

Интенсивность работы связана с ее продолжитель­ностью. В принципе их взаимоотношения обратно пропор­циональны: чем выше интенсивность работы, тем менее она продолжительна. Это и определяет в значительной степени необходимость средней интенсивности для увеличения продолжительности работы.

Исключительно важную роль в определении величины и характера ответных реакций на тренировочную на­грузку играет продолжительность интервалов отдыха. В тренировке на выносливость основной фактор, опре­деляющий момент повторной работы, — восстановление дыхательных процессов. Это происходит лишь через 3— 4 мин. Поэтому при средней интенсивности предшество­вавшей нагрузки повторная работа должна начинаться не раньше чем через 3—4 мин. Однако такие интервалы оказываются недостаточными при работе свыше 10 мин. Здесь для отдыха требуется значительно больше времени, в связи с чем целесообразность использования принципа повторности оказывается под сомнением. В таких слу­чаях есть смысл делать тренировку на выносливость регулярной, каждый раз продолжительной, но без повто­рений в одном занятии.

Немаловажное значение имеет и характер отдыха. В зависимости от вида основной тренировочной работы и ее интенсивности характер отдыха оказывает разное влияние. Например, при работе высокой интенсивности малоактивная работа в перерыве (например, бег трус­цой) ускоряет восстановление и, кроме того, позволяет избегать резких переходов от работы к покою и наоборот. В целом ряде случаев требуется переключение на иной характер деятельности.

В совокупности с другими компонентами общую на­грузку определяет число подходов и повторений. В прин­ципе подходы и повторения должны обеспечивать воз­можно большую продолжительность упражнения. Одна­ко повторения выполняются по принципу «до отказа», а подходы зависят от общей нагрузки, интенсивности работы, а также от продолжительности и характера отдыха.

Во время специальной работы, которая проводится, например, на оздоровительно-спортивных базах или в ус­ловиях сборов по физподготовке при пробегании кило­метровых отрезков или заплывах на 300—400 м, коли­чество подходов достаточно в пределах 5—6, но бежать на лыжах 10—15 км можно и один раз. Во время игр с мячом, используемых для развития вы­носливости, игра обычно делится на 2—4 части продол­жительностью по 15—20 мин с 3—5-минутными перерыва­ми для отдыха.